Кристофер Вильгельм Эккерсберг

Jensen EckersbergКристофер Вильгельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783-1853) является самым значительным датским художником первой половины XIX столетия, главнейшим представителем плеяды живописцев, составившей «золотой век» датского изобразительного искусства. Эккерсберга называют «отцом датской живописи», поскольку выработанная им новаторская художественная методика повлияла на творчество его многочисленных учеников, а живописное наследие мастера помогло соотечественникам в поисках национального самоопределения (проблема консолидации общества в идейном отношении остро стояла перед Данией в ту пору).

Родился будущий художник на территории северной Германии (в Шлезвиге), тогда являвшейся частью датского государства. Эккерсберг не был знаком с Йенсом Юлем лично, но всегда восхищался его искусством. Он имел возможность изучать наследие Юля, посещая его мастерскую. Обстоятельства сложились так, что Эккерсберг женился поочередно на двух дочерях Юля. Обучался Эккерсберг в Копенгагенской академии художеств (у Н.А. Абильгора), а затем во Франции (у Ж.-Л. Давида). Большое влияние на него оказало пребывание в Италии с 1813 по 1816 годы, когда он был членом колонии датских художников в Риме (возглавляемой скульптором Б. Торвальдсеном). Именно в Риме Эккерсберг познакомился с давней итальянской традицией написания масляных этюдов на открытом воздухе и взял ее на вооружение. Большинство этюдов Эккерсберг потом дописывал в студии (хотя многие из них были выполнены на таком высоком уровне, что не требовали доработки), и это сочетание непосредственного наблюдения за природой, зарисовки ее состояний в определенный момент времени, – с последующей обязательной доработкой картины в мастерской по всем правилам классического искусства, соединение искусной передачи световоздушных эффектов с точностью рисунка и определили особенность художественного подхода Эккерсберга.

По возвращении из своих заграничных поездок Эккерсберг был назначен на должность профессора живописи в родной Академии художеств, в которой художник преподавал затем на протяжении более тридцати лет. Эккерсберг организовывал для своих учеников специальные выезды на природу, во время которых они делали пейзажные зарисовки на открытом воздухе. Несмотря на то, что пейзажи не были доминантой в его творчестве и служили чаще всего лишь вспомогательным фоном для основной темы (серьезное отношение к пейзажу как к отдельному жанру в то время еще не поощрялось), влияние Эккерсберга распространилось и на область пейзажной живописи. Эккерсберг уделял большое внимание изучению натуры и требовал большой правдивости в отображении природных мотивов. Вместе с тем, он был приверженцем тщательного следования принципам правильной перспективы и в процессе написания полотен часто прибегал к такому инструменту, как перспективный октант. Таким образом, натурализм и свежесть впечатления сочетались у него с определенной степенью идеализации. Эккерсберг советовал делать эскизы с неожиданных ракурсов, избирая в качестве объекта описания характерные для данной местности виды и исторические памятники, и этот прием также отличает работы как самого Эккерсберга, так и его последователей.

С 1820-х годов Эккерсберг увлекся написанием марин. Один из самых известных морских пейзажей кисти Эккерсберга – картина «Русский линейный корабль “Азов”, стоящий на рейде в Хельсингёре(1)» (1828). В этой и в других картинах датского художника очевидно использование точных методов построения правильной перспективы: изучая корабли, Эккерсберг предварительно выписывал все детали их строения и оснастки, учитывал данные о расстоянии между наблюдателем и судном, высоту уровня моря с точки наблюдения, высоту такелажа и т.д. Поэтому марины Эккерсберга отличаются особым правдоподобием и тщательностью проработки деталей судов.

Сильный и постоянный интерес Эккерсберга к особенностям световоздушной атмосферы выразился, в частности, в изучении им принципов образования облаков. Художник активно интересовался метеорологическими и другими научными достижениями своего времени, в частности, он регулярно посещал лекции выдающегося физика Х.К. Йорстеда(2), а среди его друзей было много ученых и морских инженеров. Изображения облаков часто играли в морских пейзажах Эккерсберга центральную роль. В них в полной мере выражалась самая удивительная черта полотен Эккерсберга – вибрирующая светоносность, яркий и чистый свет, который был поначалу негативно воспринят современниками, но впоследствии стал отличительным признаком произведений, созданных в период, известный как датский «золотой век».
Екатерина Левичева
 
Примечания:
1. Хельсингёр (дат. Helsingør) – город на северо-восточном побережье Зеландии. В русской литературной традиции принята английская транскрипция «Эльсинор». В замке этого города – Кронборге разворачивается основное действие трагедии У. Шекспира «Гамлет».
2. В традиции русской транскрипции – Эрстед.
 
Портрет: Йенсен, Кристиан Альбрехт – «Художник К.В. Эккерсберг» (1832).
 
Иллюстрации:
 
Вид сквозь три северо-западные арки
 
Вид близ фонтана Ачетоза
«Вид сквозь три северо-западные арки третьего этажа Колизея» (ок. 1815-1816). Холст, масло. 32 x 49 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)   «Вид близ фонтана Ачетоза» (ок. 1814). Холст, масло. 25,5 x 44,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)
     
Русский линейный корабль Азов
 
 Эскиз облаков над морем
«Русский линейный корабль “Азов”, стоящий на рейде в Хельсингёре» (1828). Холст, масло. 63 x 51 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)   «Эскиз облаков над морем» (1826 ?) Холст, масло. 19,8 x 30,8 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)
     
Кристиан VIII
 
Портрет Торвальдсена
«Кристиан VIII со свитой присутствует 2 мая 1843 года на своем пароходе «Эгир», при маневрировании эскадры на внешнем рейде Копенгагена (1844). Холст, масло. 84 x 111 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)   «Портрет Торвальдсена» (1820). Холст, масло. 49,7 x 40 см. Музей Торвальдсена (Копенгаген)
     
Спящая женщина
 
Датский корвет
«Спящая женщина в античном одеянии, кормилица Алкионы» (1813). Холст, масло. 44,5 x 39,2 см. Музей Торвальдсена (Копенгаген)   «Датский корвет, приближающийся, чтобы переговорить с военным бригом. Сцена предположительно происходит в Вест-Индии» (1827). Холст, масло. 58 x 86 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)
     
Семейство Натансон
 
Строение близ Тор ди Квинто
«Семейство Натансон» (1818). Холст, масло. 126 x 172,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)   «Строение близ Тор ди Квинто под Римом» (1815). Холст, масло. 27,5 x 31,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)
     
Корвет Галатея   Мост Лангебро
«Корвет “Галатея” во время шторма в Северном море» (1839). Холст, масло. 47,5 x 63,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)   «Мост Лангебро при лунном свете с бегущими фигурами» (1836). Холст, масло. 45,5 x 33,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)
 
Источники (иллюстрации):
1. Официальный сайт Датского Государственного художественного музея (http://www.smk.dk).
2. Nørregård-Nielsen, Hans Edvard. Dansk kunst: tusind års kunsthistorie. København: Gyldendal, 2004.
3. Johnston, Catherine… [et al]. Baltic Light. Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany. New Haven – London: Yale University Press, in association with National Gallery of Canada (Ottawa), 1999.
 

Яндекс цитирования

Русские книги в Дании

Русский для датчан

Экскурсии по Дании

Подкаст