Dansk.Ru - История и культура Дании - Николай Эйгтвед

Подписка на новости






Наши партнеры

VisitDenmark






Worldbeer.org - Самое интересное о пиве

Взгляд на Данию

Что Вас больше всего привлекает в Дании?

Николай Эйгтвед

Печать E-mail
10.06.2009 г.
Эйгтвед Николай Эйгтвед, урожд. Нильс Мадсен (4. июня 1701 – 7 июня 1754) был датским архитектором и градостроителем. Он родился в имении Эйгтвед в Харальстед Сон в Зеландии, и получил имя Нильс Мадсен, но впоследствии называл себя Николай Эйгтвед (фамилия выбрана по месту рождения).
 
Отец его, который был барщинным крестьянином в Скйольденесхольме, рано умер, и о детстве Николая Эйгтведа почти ничего не известно. Он, однако, стал учиться на садовника, после чего около 1720 г. был принят в садовники в дворцовый сад Фредериксберга. Три года спустя он получил документы для выезда из страны и смог предпринять учебную поездку за границу. Во время этой поездки он получал жалованье как садовник. Первой остановкой был Берлин. В 1725 г. он поехал в Варшаву, где стал смотрителем по архитектуре у полковника К.Ф. Поппельманна. Он и позаботился о том, чтобы Эйгтвед получил патент лейтенанта инженерных войск. В лагере под Цетхайном Эйгтвед прославился своими военными рисунками, и благодаря им вошел в контакт с датским генералом Полом Вендельбо Лёвенорном, который по своем возвращении в Данию обратил внимание Христиана VI на лейтенанта Эйгтведа. Король призвал Эйгтведа на родину, и он уволился с польско-саксонской службы в чине капитана. Между тем он осознал, что ему удалось многому научиться, благодаря этому в 1732 г. Христиан VI позволил ему поехать в Италию, где он и провел три года. На обратном пути некоторое время он прожил в Мюнхене и Вене, где он сделал рисунки резидентского дворца и дворца принца Евгения (он же Бельведер) соответственно. Эти рисунки получил Христиан VI.

После возвращения в Данию в 1735 г. Эйгтвед получил чин капитана фортификации, а потом – звания градостроителя, инспектора церквей и полковника. Благодаря королевской чете, горевшей желанием строить, у Эйгтведа в те годы было много работы. Так, в 1743 г. вместе с Бойе Юнге он перестроил Принс-Пале в Кальвебодерне для кронпринца Фредерика. Для королевы Софии Магдалены он выстроил развлекательный дворец Софиеберг около Рунгстеда. Кроме того, Эйгтвед участвовал в постройке первого замка Кристиансборг, где среди его работ числится, в частности, Мраморный мост. Он отстроил старый Королевский театр, перестроил Брегентвед, дворец Фреденсборг и т.д. Когда в 1749 г. был заложен Фредериксстед,  Эйгтвед был в числе тех, кто закладывал план города. Кроме того, он сделал наброски четырех дворцов в Амалиенборге. В то же самое время он рисовал весьма обширный проект Мраморной церкви, который, впрочем, никогда не был воплощен.

В системе художественного образования Эйгтвед тоже сыграл немаловажную роль. Старая школа искусств во главе с директором Шулином и его помощниками Миани и Ле Клерком влачила жалкое существование на очень скромные средства. Когда Миани в 1745 г. уехал из Дании, руководящие функции были переданы Эйгтведу, который 28 декабря 1747 г. внес ряд предложений по реорганизации и финансовой поддержке академии. Год спустя, 12 февраля 1748 г., предложения были утверждены Фредериком V. Наконец в запутанных делах обедневших школ искусств воцарилось подобие порядка. Эйгтвед, который считается собственно первым организатором Академии Искусств, был и ее первым директором.

Одно право Эйгтвед унес с собой в могилу: называться не просто заметным, но очень высоко ценимым архитектором, уважаемым человеком, всегда доброжелательным и готовым помочь. К его чести следует сказать, что он не стыдился ни своего скромного происхождения, ни бедных родственников.23 мая 1743 г. он женился на Софии Кристине Вальтер (р. 1726), камер-фрейлине принцессы Луизы. Он оставил ее в фантастически тяжелых условиях, хотя вдове причиталась ежегодная пенсия в 300 кр. Движимость, которой владел покойный, была им вложена в норвежский Мраморный карьер, когда ему удалось получить часть поставок оттуда для новой церкви в Фредериксстеде. После его смерти вдова неплохо наживалась на этих поставках – до тех пор, пока в 1771 г. совершенно внезапно и неожиданно они не прекратились, и хотя тогда у нее оставались еще внушительные запасы как в Копенгагене, так и в карьере в Норвегии, она понесла большие убытки и была, как говорится, дотла разорена. Она умерла в середине октября 1795 г.

Сперва ученик садовника, Эйгтвед выучился на архитектора в Дрездене и перенес формы рококо в Данию, где стал главным архитектором в 1735 г.

Среди работ Эйгтведа можно назвать, например:

  • Мраморный мост (1741)
  • Софиенборг в Рунгстеде (1744)
  • Принс-Пале (1743-44)
  • Королевский Театр (1748)
  • Пакгауз Эйгтведа (1748-50)
  • Парк Фредериксстеда и Амалиенборг (1749-54)
  • Госпиталь короля Фредерика, ныне Музей художественных ремесел (начат в 1752 г., госпиталь открыт в 1757 г.)
  • Украшение дворца Фреденсборг четырьмя угловыми башнями (1753)

Эйгтвед умер, не успев закончить работу над Амалиенборгом.

Перевод с датского: Анастасия Папушина
 
На изображении: Макет Кристианскиркен (Christianskirken), 1753 г. Архитектор – Николай Эйгтвед.
 
Источник: Википедия (дат.)
 

Поиск на сайте

ВКонтакте

Facebook

Искать отели в Дании

Авиабилеты в Данию

Advertisement

Обсуждение новостей

Facebook
В Контакте
Twitter
LiveJournal

Дания сегодня

Журнал о Дании


Дания: история и современность