Dansk.Ru - История и культура Дании - Становление датского государства

Подписка на новости






Наши партнеры

VisitDenmark






Worldbeer.org - Самое интересное о пиве

Взгляд на Данию

Что Вас больше всего привлекает в Дании?

Главная страница arrow История arrow Эпоха викингов arrow Становление датского государства

Становление датского государства

Печать E-mail
01.09.2008 г.

Лишь после многотысячелетнего существования народов, населявших Ютландию и датские острова, в нашем распоряжении оказываются письменные источники, которые проливают свет не на общие процессы экономической и социальной эволюции общества, как археологические памятники, а на конкретные проявления этих процессов. Мы впервые узнаем имена вождей, правивших в мелких «дружинных» государствах, впервые погружаемся в запутанные и еще неясные для нас переплетения раздоров, браков «ради мира», войн и союзов, впервые присутствуем в пиршественных палатах и наблюдаем образ жизни вождей и их дружин.

Конечно, это была еще «легендарная» история, воплощавшаяся в эпосе и преданиях. Но в эпоху викингов «легендарная» история начала постепенно дополняться, а затем и сменяться сведениями более достоверными и надежными: записями в анналах и хрониках, которые а IX–X вв. широко освещают историю Франкского государства и — попутно — историю сопредельных стран, рассказами о деятельности христианских миссионеров и др. [1] В Х в. появились собственные, датские письменные памятники — рунические надписи на мемориальных стелах, краткие, но содержащие ценнейшую информацию о данах и Дании [2]. Наконец, в XI–XII вв. число датских письменных источников резко возрастает: в монастырях, при королевском дворе и епископских кафедрах составляются хроники и судебники, записываются повествования о прошлом и настоящем — саги. Многие из них содержат сведения и о Дании эпохи викингов, но это уже воспоминания о далеком прошлом, смутные и путаные, которые редко могут помочь в изучении того времени. Одно из немногих исключений — труд клирика Гамбург-Бременского архиепископства Адама Бременского (1070-е годы), который черпал сведения о Дании Х–XI вв. от датского короля Свена Эстридсена, из документов архиепископства, хроник, житий [3]. Совокупность этих источников позволяет хотя бы отрывочно и подчас предположительно восстановить ход событий в Дании IX–Х вв.
«Легендарная история» была историей Северо-Восточной Дании, может быть, по преимуществу историей Зеландии, поскольку неизвестно, какова была территория, на которую распространялась власть Скьольдунгов. Начальная письменная история — это история Южной Ютландии, поскольку именно она входила в соприкосновение с Франкской империей и находилась в сфере интересов франкских хронистов. Она открывается именем «короля данов» Онгенда (лат. Ongendus, вероятно, Ангантюр), «человека более жестокого, нежели дикий зверь, и более твердого, нежели камень», но согласившегося выслушать англосаксонского миссионера Виллиброрда. Как сообщает Алкуил в «Житии св. Виллиброрда», проповедуя у фризов, он посетил «дикий народ данов» где-то до 714 г. Вероятно, Виллиброрд оказался в ближайшем к Фризии и связанном с ней центре — Рибе на западном побережье Ютландии, где и находился центр «королевства» Онгенда.
Более 60 лет франкские источники не упоминают Данию, и единственное событие, которое нам известно, — это строительство мощного укрепления Даневирке — вала с деревянными конструкциями, засыпанными землей [4]. Протянувшийся на 7 км между Шлее и Эйдером Даневирке служил оборонительной линией на южной границе Дании, преграждая доступ в Ютландию с юга. Согласно новым дендрохронологическим датировкам, постройка вала началась в 737 г., но отсутствие письменных источников не позволяет сказать, чем было вызвано это грандиозное строительство.
В конце VIII в. Франкская империя усилила натиск на Саксонию и Фризию, граничившие с Данией и связанные с ней торговыми интересами, а возможно, и родственными узами. Дания все больше вовлекалась в отношения с империей, что и нашло отражение на страницах франкских анналов. Из них мы узнаем, что датский король (rex Northamanniae) по имени Сигифрид в 777 г. и 782 г. дал убежище саксонцам во главе с их вождем Видукиндом, но неясно, что понимает хронист под названием Нордмандия. Лишь на рубеже VIII–IX вв. первые прямые столкновения с данами заставили франкских хронистов начать более подробно описывать северных соседей. Сигифрид умер около 800 г., и вскоре появилось сообщение о новом короле Южной Дании — Годфреде.
Как и раньше, все сообщения о нем связаны с его деятельностью, направленной против империи франков. В 804 г. он собрал войско и флот в Слиесторпе (так назывался в латиноязычных источниках Хедебю), на границе с Саксонией; немного южнее, за Эльбой, стояли войска Карла Великого. Противники вели переговоры, результат которых неизвестен, но, вероятно, прямое, столкновение было предотвращено. Более активно действовал Годфред в 808 г. Он напал на землю ободритов, заключивших союз с Карлом Великим, и опустошил ее так, что ободриты вынуждены были просить его о мире и обещать ему дань. Во время похода Годфред стер с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли, Рёрик (Мекленбург или Старый Любек в устье р. Траве), и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, положение которого благодаря этому упрочилось.
Сразу же после похода, согласно «Анналам королевства франков», он построил укрепления на границе с саксами по северному берегу р. Эйдер: вал «от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море», с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки. Это сообщение, бесспорно, относится к той части Даневирке, которая соединила его с так же построенными при Годфреде укреплениями Хедебю.
Борьба за торговые пути и центры и за влияние на североморско-балтийскую торговлю объясняет и следующую известную акцию Годфреда: в 810 г. с большим флотом он прошел по побережью Фризии, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл Великий собрал флот для похода в Данию, но необходимость в походе неожиданно отпала: в том же году Годфред был убит своим дружинником, и власть оказалась в руках его племянника Хемминга. Далеко не столь воинственно настроенный, Хемминг согласился на мирные переговоры и в 811 г. заключил договор, которым подтверждалась незыблемость южной границы Дании — по р. Эйдер.
В самой же Дании между наследниками Годфреда начались распри. Хемминг удержался у власти один год, и его возможные преемники вступили в борьбу с сыновьями Годфреда, которые возвратились из Швеции, чтобы вернуть себе власть. Нападение на Данию Людовика Благочестивого в 814 г. заставило их временно укрыться на о-ве Фюн, но после возвращения Людовика на юг сын Годфреда Хорик утвердился в качестве «короля данов».
События внутри Дании в последующие десятилетия почти не нашли отражения в франкских анналах: внимание хронистов было приковано к походам датских викингов в Западную Европу (см. ниже). Над Данией опустился почти вековой покров, сквозь который едва различимы представители второго «королевского» рода (или, возможно, родственники Годфреда?), также претендующие на главенство в Дании. Это потомки некоего Харальда (правил до 812 г.), среди которых выделялся Харальд Клак, современник и, очевидно, временами соправитель Хорика I. В отличие от Хорика Харальд, видимо, стремился найти союзников в борьбе за власть в лице франкских императоров. Поэтому он дважды побывал у Людовика Благочестивого и в 826 г. с четырьмя сотнями спутников «омылся волной святого крещения» в Ингельгейме. Это, однако, не помогло ему в распрях с Хориком, но принесло лен в Нордальбингии или Рустрингии, когда в 827 г. он был окончательно изгнан из Дании. Этот лен несколько десятилетий находился в руках его потомков, среди которых был Рорик (ум. между 872 и 882 гг.), неоднократно менявший сюзеренов и лены [5]. Власть же в Дании осталась в руках Хорика I, который погиб в битве в 853 или 854 г., и затем перешла к его сыну Хорику II, о правлении которого и последующих событиях ничего не известно.
К 873 г. в Дании два короля, Сигфред и Хальвдан, пользовались значительной властью, но, по словам Адама Бременского, были и другие, занимавшиеся морским разбоем на южных берегах Балтики. В 891 г. правителем Дании (неясно, какой ее части) был некий Хельги, которого Адам считает набожным и справедливым королем. Очевидно, Хельги был последним представителем старого королевского рода (династии Скьольдунгов) потому, что, согласно Адаму, «ему преемствовал Олав, который пришел из Свеаланда и захватил королевскую власть в Дании силой оружия». С этого времени и до 930-х годов на юге Дании правит шведская династия.
Время «шведского владычества» [6], как обычно условно называют этот период, очень слабо освещено письменными источниками. Сообщение Адама о том, что после смерти Олава правителями стали двое его сыновей, Кноб и Гурд (Khnob, Gurd), а затем Сигерих, подтверждается двумя руническими текстами на камнях, воздвигнутых около Хедебю Асфрид «по королю Сигтрюггу, сыну своему и Гнупы». Очевидно, что «Кноб» Адама это Гнула, Сигерих — Сигтрюгг. Рунические камни позволяют также с большой долей вероятности полагать, что центром шведской династии был Хедебю — поминальные стелы устанавливались обычно в «родовом гнезде» погибшего — и под их властью находилась южная часть Ютландии. Их богатство и власть, видимо, основывались на контроле над этим торговым центром. Наконец, из сообщения Видукинда Корвейского известно, что германский король Генрих Птицелов вторгся Данию, наложил на данов дань и заставил их короля Гнупу креститься. Это событие относится Видукиндом к 934 г.
Однако прибывший в Данию в 935 (936) г. гамбургский архиепископ Унно застал во главе государства не христианина Гнупу или его сына Сигтрюгга, а язычника и яростного противника христианства короля Горма, с которог начинается династия Кнютлингов. Адам рассказывает, что некий Хардего (Хардакнут) из Нортманнии (Норвегии?) победил Сигериха (Сигтрюгга);
стал властвовать в Дании. Согласно «Большой саге об Олаве Трюггвасоне», в Данию вторгся сам Горм, сын Хардакнута. Он убил короля Гнупу, затем короля Силфраскалли (Сигтрюгга?), а также всех других королей вплоть до Шлее на юге и установил свою единоличную власть. Как бы то ни было, очевидно, что после 935 г. шведская династия Олава сменяется северодатско-норвежской династией Горма, которая избрала своим центром не южный Хедебю, а Еллинг в Центральной Ютландии.
Значительная часть сведений о первых Кнютлингах, Горме и его сын Харальде Синезубом основывается на комплексе памятников Еллинга [7]. Важнейшие из них — два мемориальных камня с руническими надписями. Первый установлен «королем Гормом… по Тюре, своей супруге», второй — «королем Харальдом… по Горму, своему отцу, и по Тюре, своей матери, тот Харальд который подчинил себе всю Данию и Норвегию и крестил данов».
Кроме рунических камней, комплекс включает два огромных кургана, которые стоят к северу и югу от романской церкви XII в. Под хорами этой церкви были найдены остатки сгоревшей деревянной церкви (ранее они рассматривались как следы языческого капища). При раскопках обнаружилась также ограда из больших вертикально поставленных камней в форме открытого треугольника, на оси которого лежат центры курганов. Очевидно, что в сооружении комплекса было по крайней мере два периода. Первый можно связать с именем язычника Горма. При нем были сооружены каменная ограда (святилища?), северный курган и установлен первый Еллингский камень. Этот курган содержал большую погребальную камеру, выстроенную из дерева, для двух человек. Однако ни останков погребенных, ни сопутствующих предметов в ней не обнаружили. В верхнем же перекрытии камеры имелось аккуратно выпиленное, а затем закрытое отверстие. Как предполагается, оно было сделано во второй период строительства комплекса. Став христианином, Харальд основал в Еллинге церковь (может быть, на месте старого капища) и перенес в нее останки своих родителей, тем более что Тюра могла быть христианкой. Им же, вероятно, был насыпан южный курган в качестве мемориального памятника и воздвигнута вторая стела провозглашавшая основание Датского государства и введение в стране христианства.

Размеры и характер политических образований в Дании до середины Х в. трудноопределимы из-за недостатка письменных источников. В значительной степени этим обстоятельством обусловлено доминировавшее до последнего времени представление о поздней консолидации отдельных территорий в единое государство. К. Вейбюлль полагал, что оно возникло не ранее 950-х годов, Э. Аруп относил его происхождение к концу эпохи викингов (времени после смерти Кнута Великого [8]. Ныне время Харальда Синезубого рассматривается как завершение экономических, социальных и политических процессов образования централизованного государства, которые начались несколькими столетиями раньше [9].
Уже в первой половине VIII в. датские конунги обладали значительной властью, позволившей в 737 г. возвести Даневирке. Власть Годфреда основывалась на взимании торговых пошлин и на грабеже соседних земель. Очевидно, доходы от торговли имели для Годфреда принципиально важное значение, поскольку охрана и укрепление главного из датских виков, Хедебю, судя по франкским анналам, определяли многие из его военно-политических акций: строительство вала Ковирке к югу от Хедебю, вошедшего в состав Даневирке, и учреждение постоянного гарнизона для его обороны, перемещение ремесленников и купцов из Рерика и разгром фризских эмпориев. Борьба Годфреда против экспансии франков требовала больших военно-экономических затрат на организацию и содержание войска, непосильных для мелкого дружинного государства. Вероятно, Годфред сумел (если это не было сделано до него) объединить усилия всех областей Дании. О том, что такое объединение действительно имело место, косвенно свидетельствует состав посольства Хемминга при заключении договора с франками в 811 г.: среди 12 данов (таково же число франкских послов) находился некий Осфрид из Сконе, а также представители Восточной (островной) и Западной Дании. Под 815 г. франкские анналы называют Вестфольд (Юго-Восточная Норвегия) самой дальней из областей Датского государства. Однако неясно, каков был характер этого политического объединения и можно ли считать, что Годфред являлся верховным и единственным правителем всей Дании.
Можно предполагать, что центр государства Годфреда и его ближайших преемников находился на о-ве Фюн: там в 815 г. собирали силы для отражения франков сыновья Годфреда и оттуда они совершали набеги на побережья Балтики вплоть до Осло-фьорда. Видимо, через Фюн в 819 г. возвращался в Данию Харальд Клак, ставший соправителем Хорика I. Из области Гудме происходит и единственный рунический мемориальный камень IX в. (их распространение началось в Х в.), воздвигнутый человеком, носившим «королевское» имя Годфред.
Римберт, гамбург-бременский архиепископ (865–888) и автор «Жития св. Ансгара», называет конунга Хорика II правителем Хедебю и Рибе, что связывает его с Южной и Юго-Западной Данией. Рунические надписи Х в. указывают на тесные семейные и матримониальные связи знатных семейств из различных частей Дании. Так, камень из Главендрупа (Фюн, середина X в.) воздвигнут женщиной по имени Рагнхильд, родом с Зеландии, которая была там замужем, а затем вышла замуж за жителя Фюна. Четыре несколько более ранних памятника, расположенные в разных частях Фюна, называют годи (языческого жреца) Роульва: его деятельность охватывала, видимо, весь остров.
В конце IX в. норвежец Оттар рассказал уэссекскому королю Альфреду о плавании из Каупанга (Норвегия) в Хедебю, «порт данов, который лежит между вендами, саксами и англами», и отметил что во время плавания из Южной Норвегии по левому борту от него находилась «Дания» (т.е. область Халланд на Скандинавском полуострове), а по правому борту — Ютландия, о-в Силленде (Зеландия) и множество других островов, принадлежащих Дании («Орозий» короля Альфреда). Для Оттара, таким образом, территория Дании включает не только Ютландию и прилегающие на востоке острова, но также и южную часть Скандинавского п-ва. Это же подтверждает и другой информатор Альфреда, Вульфстан, упоминающий «датские земли» Лангеланн, Лолланн, Фальстер и Сконе. При этом он отмечает, что «Борнхольм… имеет своего собственного короля». В то же время, по его словам, Блекинге, позднее входивший в состав Датского государства, и ряд других «земель» принадлежит шведам.
Однако в характеристике Дании самого Альфреда, существенно изменившего и актуализировавшего географическое описание Орозия, Дания подразделяется на две части: Северную (север Ютландии, Сконе и Зеландия) и Южную (от юго-восточных островов до Северного моря). То же различение представлено в англосаксонской поэме «Беовульф». Южных данов (suðrdanir) упоминает рунический камень Х в. с Лолланна. Этому делению соответствует древнейшая известная граница диалектов, проходящая по Большому Бельту.
Таким образом, по крайней мере со времени Годфреда Дания представлялась ее соседям единым политическим образованием, протянувшимся от юга Ютландии до Сконе и Юго-Восточной Норвегии. Однако очевидно, что это образование было еще неустойчивым и являлось скорее конгломератом нескольких мелких королевств (Южной Дании с Фюном, Северной Дании со Сконе и Зеландией), нежели централизованным государством. Именно такую картину рисует составитель «Хроники Роскилле» (1139–1143 гг.), рассказывая об обращении за помощью сыновей Рагнара Лодброка к «датским королям»: «Я говорю «королям», потому что в те времена в Дании было много королей. Иногда, говорят, было два короля в Ютландии, третий — на Фюне, четвертый — на Зеландии и пятый — в Сконе, иногда два над всей Данией, иногда же один над всей Данией, иногда — один над всей Англией и Данией».
В Х в. тенденции к централизации нарастают. Адам Бременский рассматривает уже Горма Старого как единственного правителя Дании — других «королей» (regis) он не называет. Возможно, правда, что в данном случае он выражает династические интересы Свена Эстридсена.
Заключительный этап в формировании единого Датского государства приходится (возможно, в силу фрагментарности сообщений, отсутствующих, в частности, для первой половины Х в.) на правление Харальда Синезубого. Он умер не позднее 987 г. и, согласно традиции, правил 50 лет. Обращение Харальда в Христианство состоялось около 960 г. Еллингский камень, установленный Харальдом (см. выше), провозглашает, что он «подчинил себе» всю Данию, т.е., видимо, всю ту территорию, которую составляло Датское государство в XI в. и позднее. Слово «себе», возможно, также имеет глубокий смысл, подчеркивая отсутствие отныне локальных правителей, независимых от центральной власти.
К началу правления сына Харальда Свейна Вилобородого большая часть Дании была объединена (сложные и меняющиеся отношения существовали лишь с территориями на юге Скандинавского п-ова) и встала в один ряд с крупнейшими государствами Европы. Более того, на рубеже X–XI вв. на Северо-Западе Европы под главенством Дании образовалась империя, включавшая в себя, наряду с исконными датскими территориями, значительную часть Англии и временами южную Норвегию. Она просуществовала недолго — около 40 лет, но оказала значительное влияние на развитие всех Скандинавских стран. Основы же этой империи закладывались намного раньше, еще в IX в., и были связаны с походами викингов.

 

Источник:  История Дании с древнейших времен до начала XX века, под ред. О. В. Чернышевой; М.: Наука, 1996

 

Примечания:

1. Annales regni Francorum, Annales Bertiniani et Annales Fuldenses / Red. R. Rau // Ausgewählte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. Bd. V–VII. B., 1955–1960; Two of the Saxon Chronicles Parallel / Ed. By Ch. Plammer. Oxford, 1892.
2. Danmarks runeindskrifter / Red. L. Jacobsen, E. Moltke. Kbh., 1941–1942. B. 1–2.
3. Adamus Bremensis. Gesta hammaburgensis ecclesiae pontificum / Red. W. Trillmich // Ausgewählte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. B., 1961. Bd. XI.
4. Andersen H. H. Danevirke. Kbh., 1976. B. 1–2.
5. Распространенные ныне попытки отождествления Рорика с Рюриком, основателем династии древнерусских князей (впервые предложено: Hollman H. Fr. Rustringen, die urspüngliche Heimat des ersten russischen Grossfürsten Ruriks und seiner Brüder. Ein historischer Versuch. Bremen, 1816), базируются лишь на идентичности имени (достаточно распространенного в Дании и Швеции) и одновременности их деятельности. Подробную критику этого предположения см.: Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик «Новгородский» // Скандинавский сборник. Таллин, 1963. Вып. 7. С. 221–249.
6. Laur W. Zur Schweden Herrschaft in Haithabu und neure Überlegungen sur Frühgeschichte des Schleswiger Raums // Beiträge sur Schleswiger Stadthistorie. 1983. Bd. 28. S. 9–25; ср.: Lund N. Svenskavældet i Hedeby // Aarbøger for nordisk oldkyndighed og historie, 1980. Kbh., 1982. S. 114–125.
7. Krogh K. J. The Royal Viking Age at Jelling in th Light of Recent Archaeological Excavations: A Preliminary Report // Acta archaelogica. 1983. Vol. 53. P. 183–216.
8. Weibull C. Om det svenska och danska rikets uppkomst // Historisk tidskrift för Skåneland, 1921; Arup E. Danmarsk historie. Copenhagen, 1925. B. 1.
9. Weibull C. Om det danske rikets uppkomst // Scandia. 1984. B. 50. H. 1. S. 5–18; Skovgaard-Petersen I. Op. Cit. S. 207–209.

 

Поиск на сайте

ВКонтакте

Facebook

Искать отели в Дании

Авиабилеты в Данию

Advertisement

Обсуждение новостей

Facebook
В Контакте
Twitter
LiveJournal

Дания сегодня

Журнал о Дании


Дания: история и современность