Dansk.Ru - История и культура Дании - Кристен Кёбке

Подписка на новости






Наши партнеры

VisitDenmark






Worldbeer.org - Самое интересное о пиве

Взгляд на Данию

Что Вас больше всего привлекает в Дании?

Кристен Кёбке

Печать E-mail
09.09.2009 г.
 Кебке. Автопортрет Пейзажи Кристена Кёбке (1810-1848, Christen Schiellerup Købke) открыли новую эру в датской живописи. Этот художник, умерший молодым (в 38 лет) происходил из семьи состоятельных буржуа, поэтому ему было легче, нежели другим юношам, посвятить себя искусству. Уже с двенадцати лет Кёбке стал учиться в копенгагенской Академии художеств, сначала у К.А. Лоренцена, а затем – у К.В. Эккерсберга. Свое пансионерское путешествие Кёбке, как это было принято в ту эпоху, совершил по Италии, и потом еще долго итальянские темы были сюжетом его студийных картин. Жил художник в Дании, в Копенгагене возле Цитадели Фредериксхавн (1), а также в местности, известной как Блайдаммен – «земля белильщиков») близ озера Сортедам (за пределами тогдашней территории столицы).

Кёбке писал как большие студийные картины (наиболее известна из них картина «Замок Фредериксборг в вечернем свете», 1835), так и камерные портреты и пейзажи небольшого формата. И как раз последние представляют наибольший интерес, поскольку они зачастую не были коммерческими работами, не являлись подготовительным материалом к большим полотнам, – Кёбке писал их лично для себя. Одни из небольших пейзажей имеют характер традиционных этюдов, однако другие можно соотнести с самой ранней французской пленэрной живописью и увидеть в них предвосхищение импрессионизма на несколько десятилетий. Некоторые из «протоимпрессионистических» пейзажей выставлялись художником (и это значит, что он считал их законченными, несмотря на очевидную свободу письма), но были доступны ограниченному кругу ценителей живописи, большинство этих работ не было известно широкой публике вплоть до сравнительно недавнего времени.

Несмотря на то, что Кёбке являлся учеником Эккерсберга, он не разделял его взгляды на изобразительное искусство, которое, по мнению Эккерсберга, должно было обязательно сочетать следование натуре и идеализацию. Картины Кёбке обнаруживают более тесную связь с реальным ландшафтом, с исторической действительностью, в них больше свободы и поэзии, при том что законы композиции и перспективы соблюдены весьма точно. Часто композиции Кёбке представляли из себя пейзажи, подмеченные на границе между городом и деревней, окультуренные области дикой природы. Мотивы, избираемые живописцем, были просты и обыденны: например, уголок старой усадьбы с покосившимся деревом у забора, старый деревянный причал, берег озера с пришвартованными рыбацкими лодками и т.п. Однако эти незамысловатые мотивы Кёбке превращал в великолепную чувственную игру теплых и холодных тонов, от его пейзажей исходит почти физический эффект тепла и света.
 
Екатерина Левичева
 
На фото: Автопортрет К. Кёбке ок. 1833 г.
 
Ссылки:
 

1. Цитадель Фредериксхавн (дат. Kastellet или Citadellet Frederikshavn) – одно из наиболее сохранившихся фортификационных сооружений в Европе. Имеет форму пентаграммы. Строительство Цитадели было предпринято в 1626 году датским королем Кристианом IV с оборонительными целями. Цитадель совмещала в себе функции крепости и тюрьмы, в ней была также устроена церковь.

 
Иллюстрации:
 
 Вид земляных валов
 
Вид из окна на Тольдбодвай
«Вид земляных валов Цитадели со шпилями церквей Богоматери и св. Петра»
Ок. 1833
Бумага на холсте, масло. 17 x 30,7 см.
Собрание Хиршпрунга (Копенгаген).
 «Вид из окна на Тольдбодвай»
Ок. 1833
Бумага на холсте, масло. 15 x 27,5 см.
Государственный художественный музей (Копенгаген).
   
Вид северных ворот Цитадели
 
Копенгаген со стороны Доссерингена
«Вид северных ворот Цитадели, видимых с бастиона к востоку от моста»
Ок. 1833-34
Бумага, масло. 23,6 x 32 см.
Собрание Хиршпрунга (Копенгаген).
 «Копенгаген со стороны Доссерингена»
Ок. 1837
Бумага, масло. 24,5 x 30,5 см.
Государственный художественный музей (Копенгаген).
   
Вид от Доссерингена
 
Вид Неаполитанского залива
«Вид от Доссерингена близ озера Сортедам около Нёрребро»
1838
Холст, масло. 53 x 71,5 см.
Государственный художественный музей (Копенгаген).
 «Вид Неаполитанского залива с Везувием на заднем плане»
1839
Бумага, масло. 24,9 x 35 см.
Государственный художественный музей (Копенгаген).
   
Кастель-дель-Ово в Неаполе
 
Вид Остербро
«Кастель-дель-Ово в Неаполе»
1839-1840
Бумага на холсте, масло. 25 x 36 см.
Государственный художественный музей (Копенгаген)
 «Вид Остербро при утреннем освещении. Справа – Розендаль, на заднем плане – Питерсборг»
1836
Холст, масло. 106,5 x 161,5 см.
Государственный художественный музей (Копенгаген).
   
Осеннее утро у озера Сортедам
 
 Дансебаккен близ Соргенфри
«Осеннее утро у озера Сортедам»
1838
Холст, масло. 33 x 45 см.
Новая Карлсбергская глиптотека
(Копенгаген).
 «Дансебаккен близ Соргенфри»
1800
Холст, масло. 42 x 61 см.
Государственный
художественный музей
(Копенгаген)
 

Источники (иллюстрации):
 
1. Официальный сайт датского Государственного Художественного Музея.
2. Gunnarsson, Torsten. Nordic Landscape Painting in the Nineteenth Century. New Haven – London: Yale University Press, 1998.
3. Johnston, Catherine… [et al]. Baltic Light. Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany. New Haven – London: Yale University Press, in association with National Gallery of Canada (Ottawa), 1999.
4. Nørregård-Nielsen, Hans Edvard. Dansk kunst: tusind års kunsthistorie. København: Gyldendal, 2004.
 

Поиск на сайте

ВКонтакте

Facebook

Искать отели в Дании

Авиабилеты в Данию

Advertisement

Обсуждение новостей

Facebook
В Контакте
Twitter
LiveJournal

Дания сегодня

Журнал о Дании


Дания: история и современность