Dansk.Ru - История и культура Дании - В стародатские времена

Подписка на новости






Наши партнеры

VisitDenmark






Worldbeer.org - Самое интересное о пиве

Взгляд на Данию

Что Вас больше всего привлекает в Дании?

Главная страница arrow Новости arrow В стародатские времена

В стародатские времена

Печать E-mail
09.02.2011 г.
К.Ф. ХансенС потерей современной Северной Германии территория Дании уменьшилась, и прежние датские земли в некоторых областях оказались забыты. Новая книга «Утаенные сокровища приграничья. Датская архитектура в Шлезвиге и Гольштейне» (авторы - Каспер Легринг и Баделох Вера Нольдус) рассказывает об архитектурных сокровищах приграничных территорий и предлагает критический взгляд на миф об особенностях национальной архитектуры.

Спустя некоторое время после пересечения датско-немецкой границы может показаться, что пейзаж и архитектура вокруг изменились. Возможно, что так. А может быть, это иллюзия. Во-первых, в Северной Германии сохранилось множество сокровищ «датской» архитектуры – это все-таки бывшие датские земли, - а во-вторых, все это очень похоже на то, что принято относить к специфической датской архитектурной традиции со специфической датской простотой и другими достоинствами, которые иногда по праву, а иногда и наоборот, приписывают датской архитектуре: знание материала, соответствие строений пейзажу, умение использовать свет.

Это одна из основных тем новой книги об архитектуре и датских памятниках пограничных земель. Существуют и другие книги о сооружениях датских архитекторов – не в последнюю очередь К.Ф. Хансена – в Северной Германии, но новое издание, с прекрасными фотографиями Роберто Фортуна, во многих отношениях шедевр, ставит перед собой задачу увековечить датскую архитектуру непосредственно к югу от границы, а вместе с тем указать на ряд интересных образчиков немецкой архитектуры пограничной зоны, которые, что забавно, далеко не всегда окружены таким же пиететом и восторгом,  как датские. Книга также прослеживает, как устранялись следы немецкого влияния на архитектуру – потому что, конечно, архитектура является идеологическим конструктом.

Книга одновременно преследует несколько целей, но она и достаточно обширна по объему материала. Один аспект – это, как уже указывалось, интересные исследования того, до какой степени мы вообще можем говорить о национальной архитектуре, которая отграничивается от архитектуры соседних стран. Можем – в некоторой степени , поскольку отчетливо видно, как резкие работы иностранных архитекторов часто приобретают в датской трактовке более мягкие очертания. Датская и скандинавская архитектура тяготеет к нежным линиям и к единству архитектуры с окружающим пейзажем, естественные формы которого мы часто переносим на строения. Но об этом нельзя говорить как об абсолютно последовательном или неизменно актуальном принципе.

Можно, вероятнее всего, говорить об общих источниках вдохновения для крупных европейских и отчасти американских архитектурных течений, которые подвергаются переосмыслению в зависимости от региона – это одна из идей книги. Кроме того, книга демонстрирует, как национальные традиции смешиваются в пограничных землях. Немецким архитекторам тоже знакома простота и стремление строить дома в соответствии со сдержанностью окружающей природы.

Многим интересующимся искусством и архитектурой знакомы музей и сады Эмиля Нольдеса в центре болот в районе Сеебюлль. Можно сказать, что здесь датские и немецкие традиции объединились в одном произведении искусства, архитектура которого многое говорит об одержимости Нольдеса цветом, о его жизни и судьбе. В недавнее время музей был расширен за счет пристройки, авторства немецкого архитектора, который делает центром композиции пейзаж с его широкими полями и огромным небом. Если место так прекрасно само по себе, задачей архитектуры становится привлечь внимание к нему, а не к себе самой. Вот почему пристройка Вальтера Рольфеса говорит об одной из важнейших сфер мотивов Нольдеса. К сожалению, строение настолько новое, что не вошло в эту удачную книгу.

Другая сквозная тема книги – приглашение посетить прекрасные произведения строительного искусства, о которых идет речь, и вместе с тем – узнать что-нибудь об архитекторах, многие из которых забыты. В этом заключена наибольшая ценность книги для интересующихся историей и архитектурой.

Смешно и удивительно в связи с этим читать о том рвении, с которым Дания уничтожала немецкие памятники, когда земли снова стали датскими. Конечно, это усердие нужно рассматривать сравнительно с разрушениями, которые производила в отношении архитектуры другая сторона. Здесь датчане были в четыре раза «эффективнее» немцев, что тоже идет вразрез с мифом о мирной Дании и агрессивном соседе с юга.

В этом смысле книга – интересный комментарий к написанию истории. Границы были пересмотрены в связи с войнами в нашем измученном уголке мира. Говорят, что историю пишут победители. Вопрос в том, важно ли – так, как это случилось во многих местах – сохранить память о прежних захватах и захватчиках. Не для того, чтобы продолжать ненавидеть друг друга, но чтобы помнить, что мир и демократия – хрупкие сущности, которые постоянно под угрозой.

Приграничное расположение наложило свой отпечаток на судьбу Южной Ютландии и Северной Германии, и многие места здесь напоминают о вражде между странами-соседями. Но между тем дела шли; появилась, например, интересная история о возведении вокзала; прекрасные дворцы и виллы, церкви и парки прекрасно смотрятся как в естественном окружении, так и в книге, где есть и краткий обзор повседневной архитектуры.

Книга, конечно, не относится к тем временам, когда граница была настоящим полем битвы – а когда Шлезвиг и Гольштейн потеряли ее, стала настоящим ударом по национальной идентичности. Глядя на ютландцев, выросших в приграничье, понимаешь: это не забылось, но мы научились с этим жить.

Основной вес книги приходится на прежние времена, но в ней также рассказывается, например, о постройках Арне Якобсена к югу от границы, и о таком современном шедевре, как Школа А.П. Меллера в Шлезвиге, спроектированная К.Ф. Мёллером.

Авторы: Каспер Легринг и Баделох Вера Нольдус.
Название: «Утаенные сокровища приграничья. Датская архитектура в Шлезвиге и Гольштейне».
Верстка: Осе Эг.
Фото: Роберто Фортуна.
Объем: 296 с.
Цена: 500 DKK
Издательство: Bianca Luna.
 
На фото:  Загородный дом директора банка А.Ф. Гебаурса в Отмаршен, под Альтоной, выглядел не совсем так в 1807 г., когда К.Ф. Хансен построил его. В конце XVIII века Хансен был архитектором в Гольштейне, проживал в Альтоне.
 
Перевод с датского: Анастасия Папушина
 
Источник (текст, фото): Berlingske Media
 
Ссылки по теме:
 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

Поиск на сайте

ВКонтакте

Facebook

Искать отели в Дании

Авиабилеты в Данию

Advertisement

Обсуждение новостей

Facebook
В Контакте
Twitter
LiveJournal

Дания сегодня

Журнал о Дании


Дания: история и современность