A+ R A-

Кристен Кёбке

Кристен КёбкеПейзажи Кристена Кёбке (1810-1848, Christen Schiellerup Kbke) открыли новую эру в датской живописи. Этот художник, умерший молодым (в 38 лет) происходил из семьи состоятельных буржуа, поэтому ему было легче, нежели другим юношам, посвятить себя искусству. Уже с двенадцати лет Кёбке стал учиться в копенгагенской Академии художеств, сначала у К.А. Лоренцена, а затем – у К.В. Эккерсберга. Свое пансионерское путешествие Кёбке, как это было принято в ту эпоху, совершил по Италии, и потом еще долго итальянские темы были сюжетом его студийных картин. Жил художник в Дании, в Копенгагене возле Цитадели Фредериксхавн (1), а также в местности, известной как Блайдаммен – «земля белильщиков») близ озера Сортедам (за пределами тогдашней территории столицы).


Кёбке писал как большие студийные картины (наиболее известна из них картина «Замок Фредериксборг в вечернем свете», 1835), так и камерные портреты и пейзажи небольшого формата. И как раз последние представляют наибольший интерес, поскольку они зачастую не были коммерческими работами, не являлись подготовительным материалом к большим полотнам, – Кёбке писал их лично для себя. Одни из небольших пейзажей имеют характер традиционных этюдов, однако другие можно соотнести с самой ранней французской пленэрной живописью и увидеть в них предвосхищение импрессионизма на несколько десятилетий. Некоторые из «протоимпрессионистических» пейзажей выставлялись художником (и это значит, что он считал их законченными, несмотря на очевидную свободу письма), но были доступны ограниченному кругу ценителей живописи, большинство этих работ не было известно широкой публике вплоть до сравнительно недавнего времени.


Несмотря на то, что Кёбке являлся учеником Эккерсберга, он не разделял его взгляды на изобразительное искусство, которое, по мнению Эккерсберга, должно было обязательно сочетать следование натуре и идеализацию. Картины Кёбке обнаруживают более тесную связь с реальным ландшафтом, с исторической действительностью, в них больше свободы и поэзии, при том что законы композиции и перспективы соблюдены весьма точно. Часто композиции Кёбке представляли из себя пейзажи, подмеченные на границе между городом и деревней, окультуренные области дикой природы. Мотивы, избираемые живописцем, были просты и обыденны: например, уголок старой усадьбы с покосившимся деревом у забора, старый деревянный причал, берег озера с пришвартованными рыбацкими лодками и т.п. Однако эти незамысловатые мотивы Кёбке превращал в великолепную чувственную игру теплых и холодных тонов, от его пейзажей исходит почти физический эффект тепла и света.

Текст: Екатерина Левичева

На фото: Автопортрет К. Кёбке ок. 1833 г.

Яндекс цитирования

"Замужем за Данией"

Русский для датчан

Экскурсии по Дании

Подкаст