A+ R A-

Авторские заметки: Марина Квист

Авторские заметки

Впечатления: Выставка Анна Анкер в Копенгагене

Анна Анкер (урожд. Анна Кристине Брённум, 1859-1935) - датская художница, единственная из первого поколения плеяды Скагенских художников, родившаяся и выросшая в Скагене. Ее брак с художником Микаэлем Анкером (1949-1927), за которого она вышла замуж в 21 год, не заглушил ее увлечение живописью, но, напротив, позволил раскрыться ее таланту.

Анна Анкер считается одной из самых важных художников-импрессионистов в датском искусстве. Датский художник и искусствовед Карл Й.В. Мадсен (1855-1938) писал: "Анна Анкер была первой в датском искусстве, кто поймал солнечный луч". На своих картинах Анна Анкер часто изображает солнечный свет, падающий в интерьер дома, и женщин, чей внутренний мир созвучен этому интерьеру.

Женские фигуры на картинах Анны Анкер в большинстве своем находятся в помещении. Это отличает Анну Анкер от других скагенских художников, которые часто рисуют на улице и главный мотив которых - морские пейзажи, дюны, виды Скагена и рыбаки.

Женщины на картинах Анны Анкер часто заняты спокойной деятельностью - они увлечены чтением ("Хельга Анкер читает", ок. 1900; "В миссионерском доме", ок. 1915 и др.), задумчиво смотрят перед собой ("Мадам Брёндум", 1915), что-то пишут, повернувшись к зрителю спиной (напр., "Гостиная с синими гардинами", ок. 1892 - картина написана вместе с М. Анкером) или заняты каким-то делом ("Рождественское ощипывание гусей", 1904; "Мать и младенец", ок. 1888 и др.). В сценах, где присутствует много людей (напр., "Свадьба в Скагене", 1914), женщины также не встречаются взглядом со зрителем, что дает ощущение их закрытого внутреннего мира. Это же впечатление художница передает и в тех произведениях, где мы лицом к лицу встречаемся с главными героинями (напр., "На пути к церкви", ок. 1915; "Крещение", 1916 и др.)

Анна Анкер - единственная художница, полно изобразившая религиозную жизнь в Скагене - Внутреннюю Миссию*, плотно обосновавшуюся в Скагене ок. 1900 года. Получившая религиозное воспитание от своей матери, впоследствии она не раз обращалась к религиозным мотивам - "Скорбь" (1902), "Проповедь" (1903), "Похороны" (1891) и др.

С 8 февраля по 24 мая 2020 года в Государственном Музее Искусств (Statens Museum for Kunst) в Копенгагене проходит выставка, посвященная творчеству Анны Анкер.

На выставке представлены работы, написанные Анной Анкер в разные годы и хранящиеся как в Музеях Дании (Скагенские Художественные Музеи, Государственный Музей Искусств, Художественный Музей г. Рибе, Музей AROS), так и за пределами страны (из собраний музеев Швеции и Германии). На выставке также выставлены картины, которые в настоящее время находятся в частных коллекциях (напр., "Дама с оранжевым зонтом", 1905-1910; "Девушка в маках", 1910, "Маленькая девочка в дверях. Лето", ок. 1905 и др.).

Основная идея выставки - показать творчество Анны Анкер отдельно от творчества Микаэля Анкера и сфокусироваться на внутреннем мире художницы и ее художественных образах. На мой взгляд, эта цель достигнута, а сама выставка является великолепной хрестоматией, представляющей творчество художницы в разные годы.

Примечание:
* Христианское Общество Внутренней Миссии в Дании - евангельское лютеранское религиозное движение, ведущее свое существование с 1861 г.

На фото: Анна Анкер. Автопортрет. 1877-1878 гг.

Рождественский стол в Дании

Несмотря на то, что жители Дании уже "адаптировались" к суши, пицце и бургерам, меню Рождественского стола остается строго традиционным. Традиции создают комфорт и безопасность - утверждают шеф-повары с телевизионных экранов. И дело не в том, что яблоки с черносливом могут утешить любого. Традиции помогают почувствовать единство в семье - даже с теми, кого уже нет с нами. Так говорят сами датчане.

Каковы же традиционные блюда Рождественского стола в Дании?

В качестве основного блюда датчане предпочитают утку, запеченную в черносливе, или Флескестай - свинину с хрустящей корочкой. При этом статистика показывает, что более половины датчан все же отдают предпочтение утке, что делает ее самым популярным Рождественским ужином. Часто на столе можно увидеть и утку, и свинину - в этом случае баланс соблюден и вы можете самостоятельно решить, какое блюдо вам ближе.

Однако приоритеты диктуются не столько личными предпочтениями, сколько традициями того или иного региона страны, а также вашим бюджетом. В Южной Ютландии, например, свинина наименее популярна и часто заменяется индейкой, в то время как жители Фюна чаще готовят к Рождеству блюда с медистой (колбасой из свиного фарша). В отличие от утки гусь - дорогое блюдо, и позволить его себе могут только люди с хорошим достатком.

Красная капуста, коричневый соус и брусничное варенье для мяса, вареный картофель с петрушечным соусом, картофель-фри и/или картофель, запеченный в сахаре, и даже ставшие традицией чипсы - всё это также присутствует на Рождественском столе.

Существуют блюда, которые одинаково популярны как в датской столице Копенгагене, так и в самых удаленных уголках страны. К ним можно отнести рождественский десерт "Рисаламан", который, несмотря на свое "французское" название, является что ни на есть традиционным и ежегодно подается к столу вот уже более 100 лет.

 

Марина Квист, Dansk.Ru - История и культура Дании. 

Перепечатка материала разрешена только при условии указания авторства и гиперактивной ссылки на сайт.

Что такое Адвент в Дании?

Адвент (на латыни «Adventus Domini», «пришествие Господа») - период церковного года, символизирующий веру в Рождение Иисуса Христа, в который принято готовиться к Рождеству. Четыре воскресенья в период Адвента исторически совпадали с периодом поста, а в настоящее время празднуются в зависимости от традиции.

Первое воскресенье Адвента, как правило, выпадает на период с 27 ноября по 3 декабря. В церквях в это время поют «Добро пожаловать, Год Господень», что также свидетельствует о начале нового церковного года.

В Дании и других северных странах декабрь - это самое темное время года, поэтому свет украшений в период ожидания Рождества может также восприниматься символически, как ожидание света Господня.

Традиция в период Адвента в Дании - рождественские венки, которые могут как вешаться на дверях домов, так и ставиться на стол. В композиции рождественских венков принято ставить четыре свечи, каждую из которых зажигают в поочередной последовательности, в зависимости от воскресенья Адвента. Такие же венки, как правило, вешаются и в церквях.

Как и рождественская ёлка, традиция плетеных венков со свечами пришла в Данию из Германии. «Символ света в темноте» - таковым был рождественский венок для многих жителей Дании в период оккупации 1940 года. Именно в это время традиция венка со свечами и прижилась в Дании.

Во многих крупных городах страны в первое воскресенье Адвента принято зажигать рождественскую елку. Именно в этой период по всей стране проходят рождественские обеды (дат. Julefrokoster, "юлефрокосты") и другие мероприятиями, предшествующие Рождеству. В этот период жители всех городов активно закупают подарки к Рождеству, которое в Дании является семейным праздником. 

Глёг (дат. gløgg, скандинавский глинтвейн) и "яблочные кусочки" (дат. æbleskiver, специальная рождественская выпечка в виде шариков из теста), популярные в этот период года, также пришли в Данию не очень давно. Еще несколько столетий назад в эти дни было принято поститься.

Накануне Адвента в магазинах самым большим спросом пользуются так наз. Адвент-календари - специально разработанные календари, которые считают дни с 1 декабря до Рождества, поэтому, несмотря на название, не зависят от того, когда выпадет Адвент. Такие календари популярны как среди детей, так и среди взрослых, и носят также название рождественских календарей.

 

Марина Квист, Dansk.Ru - История и культура Дании

Перепечатка материала разрешена только при условии указания авторства и гиперактивной ссылки на сайт.

День св. Люсии в Дании

День св. Люсии (Луции, дат. Luciadag), отмечаемый в Дании ежегодно 13 декабря, в своем современном виде был заимствован из шведской традиции и получил свое распространение в годы оккупации Дании. В 1944 году в Дании журналист Х.Т. Мейер, работавший в издании "Уик-энд", впервые обратил внимание на праздновании Люсии, и именно по его просьбе была организован праздник с конкурсом красоты, на котором должны были выбрать "невесту Люсию". 

Первое "шествие Люсии" в Дании состоялось Копенгагене в 1944 году. Процессии девушек в белых платьях, возглавляемые "невестой Люсией" и сопровождаемые пением, стали ежегодным  повторяющимся событием.  В отличие от шведской традиции, празднование Люсии в Дании с самого начала происходило не в домах, а в школах, детских садах, церквях и др. социальных институтах. 

Кто такая Люсия? Сицилийка по происхождению, она родилась в г. Сиракузы ок. 283 г. Рано приняв христианство, Люсия помогала бедным, тайком от отца раздавая им еду по ночам. Венок из свеч на ее голове освещал ей путь и давал возможность освободить руки. Во времена гонений на христиан императором Диоклетианом, Люсия была схвачена и позднее казнена.

Согласно преданию, за отказ выйти замуж во имя Христа Люсию поместили в бордель, где она вырвала себе глаза, чтобы не искушать мужчин. Однако каждый раз, когда она это делала, в ее глазницах появлялись новые прекрасные глаза. Именно поэтому в католической традиции Люсия считается покровительницей слепых и помощницей при глазных болезнях, а изображали ее не только с пальмовой ветвью победы, но и с глазами в руках или на блюде (см. изображение св. Люсии, выполненное Франческо дель Косса (1436-1487) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, а также изображение, выполненное Джованни Баттиста Сальви (1609-1685)). 

Люсия была причислена Католической Церковью к мученикам, пострадавшим за веру в Христа. Дата ее смерти - 13 декабря 304 года - стала датой ее празднования не только на Сицилии, но и далеко за пределами Италии - например, в Скандинавских странах. 

Название праздника "Lucia" также ассоциировалось с латинским названием света "lux". "Ночь Люсии" приходилась на зимнее солнцестояние и была самой длинной ночью в году, пока Дания (1700) и Швеция (1753) не перешли на григорианский календарь. Таким образом, традиция празднования Люсии с зажженными свечами стала подходящей ​для продления "светлых" часов.

После Реформации 1536 года датчане перестали праздновать Люсию, но в Швеции продолжали отмечать это событие. В Данию же праздник "вернулся" только в 20-м веке, уже в видоизмененном варианте. 

Несмотря на то, что праздник Люсии является частью Адвента, а образ Люсии в белом одеянии символизирует, согласно христианскому мировоззрению, любого крещеного, который несет свет христианства во тьме мира, традиция празднования св. Люсии в Дании как правило не несет на себе религиозного оттенка. 

Из основных традиций праздника следует упомянуть исполнение песни "Nu bæres lyset frem", написанной датским писателем Алексом Гарффом (Alex Garff, урожд. Расмуссен) по мотивам итальянской "Santa Lucia", а также "хлебом Люсии" - булочки в виде крендельков, запеченных с шафраном специально для придания характерного желтого цвета (традиция выпечки булочек пришла также из Швеции, где их называют  "lussekatt"). 

Марина Квист, Dansk.Ru - История и культура Дании. 

Перепечатка материала разрешена только при условии указания авторства и гиперактивной ссылки на сайт.

 

 

 

 

 

 

Смотрите также: 

Исполнение песни "Nu bæres lyset frem" (на датском языке)

 

 

 

Кто такой Мортен и почему датчане едят утку

Мартин ТурскийЕжегодно 10 ноября датчане собираются в кругу своих семей за ужином для того, чтобы съесть утку в так наз. Вечер Мортена (дат. Mortens aften). Кто же такой Мортен и почему датчане едят именно утку?

Святой Мортен, или епископ Мартин Турский (ок. 316-397 гг.), был римлянином и жил на территории современной Венгрии. В 15 лет он поступил на службу в Римскую армию и отправился на войну в Галлию. Обратившись в христианство Мартин Турский покинул армию и стал монахом в монастыре Пуатье (территория совр. Франции).

Будучи христианином, он, согласно преданию, исцелял больных. Зная о праведном образе жизни Мартина, жители французского города Тур хотели назначить его епископом, но он не желал этого и нашел себе укрытие. Выдал его крик гусей, за что он, вступив в должность епископа, наказал их, приказав всем убивать и есть гуся хотя бы раз год.

11 ноября - день смерти Мартина Турского, а чтить его память датчане стали с 1616 года - именно тогда они узнали историю о епископе и гусях и стали собираться за вечерней трапезой накануне, вечером 10 ноября. Однако гусь в Дании был дорогой едой, поэтому его заменили на более дешевую утку, размеры которой больше соответствовали размерам датской семьи.

Жаркое из утки, запеченной в черносливе, яблоках или красном луке, с кусочками картофеля, красной капустой и соусом - это классическое, пусть и несколько трудоемкое блюдо, которое традиционно подается на стол в Дании накануне дня памяти св. Мортена. Крепкое, пряное и насыщенное вино отлично дополняет блюдо.

Марина Квист, Dansk.Ru - История и культура Дании

Перепечатка материала разрешена только при условии указания гиперактивной ссылки на сайт.

Поиск

Яндекс цитирования

"Замужем за Данией"

Учебник по русскому

Русский для датчан

Экскурсии по Дании

Подкасты на Dansk.Ru