A+ R A-

Впечатления: Выставка Анна Анкер в Копенгагене

Анна Анкер (урожд. Анна Кристине Брённум, 1859-1935) - датская художница, единственная из первого поколения плеяды Скагенских художников, родившаяся и выросшая в Скагене. Ее брак с художником Микаэлем Анкером (1949-1927), за которого она вышла замуж в 21 год, не заглушил ее увлечение живописью, но, напротив, позволил раскрыться ее таланту.

Анна Анкер считается одной из самых важных художников-импрессионистов в датском искусстве. Датский художник и искусствовед Карл Й.В. Мадсен (1855-1938) писал: "Анна Анкер была первой в датском искусстве, кто поймал солнечный луч". На своих картинах Анна Анкер часто изображает солнечный свет, падающий в интерьер дома, и женщин, чей внутренний мир созвучен этому интерьеру.

Женские фигуры на картинах Анны Анкер в большинстве своем находятся в помещении. Это отличает Анну Анкер от других скагенских художников, которые часто рисуют на улице и главный мотив которых - морские пейзажи, дюны, виды Скагена и рыбаки.

Женщины на картинах Анны Анкер часто заняты спокойной деятельностью - они увлечены чтением ("Хельга Анкер читает", ок. 1900; "В миссионерском доме", ок. 1915 и др.), задумчиво смотрят перед собой ("Мадам Брёндум", 1915), что-то пишут, повернувшись к зрителю спиной (напр., "Гостиная с синими гардинами", ок. 1892 - картина написана вместе с М. Анкером) или заняты каким-то делом ("Рождественское ощипывание гусей", 1904; "Мать и младенец", ок. 1888 и др.). В сценах, где присутствует много людей (напр., "Свадьба в Скагене", 1914), женщины также не встречаются взглядом со зрителем, что дает ощущение их закрытого внутреннего мира. Это же впечатление художница передает и в тех произведениях, где мы лицом к лицу встречаемся с главными героинями (напр., "На пути к церкви", ок. 1915; "Крещение", 1916 и др.)

Анна Анкер - единственная художница, полно изобразившая религиозную жизнь в Скагене - Внутреннюю Миссию*, плотно обосновавшуюся в Скагене ок. 1900 года. Получившая религиозное воспитание от своей матери, впоследствии она не раз обращалась к религиозным мотивам - "Скорбь" (1902), "Проповедь" (1903), "Похороны" (1891) и др.

С 8 февраля по 24 мая 2020 года в Государственном Музее Искусств (Statens Museum for Kunst) в Копенгагене проходит выставка, посвященная творчеству Анны Анкер.

На выставке представлены работы, написанные Анной Анкер в разные годы и хранящиеся как в Музеях Дании (Скагенские Художественные Музеи, Государственный Музей Искусств, Художественный Музей г. Рибе, Музей AROS), так и за пределами страны (из собраний музеев Швеции и Германии). На выставке также выставлены картины, которые в настоящее время находятся в частных коллекциях (напр., "Дама с оранжевым зонтом", 1905-1910; "Девушка в маках", 1910, "Маленькая девочка в дверях. Лето", ок. 1905 и др.).

Основная идея выставки - показать творчество Анны Анкер отдельно от творчества Микаэля Анкера и сфокусироваться на внутреннем мире художницы и ее художественных образах. На мой взгляд, эта цель достигнута, а сама выставка является великолепной хрестоматией, представляющей творчество художницы в разные годы.

Примечание:
* Христианское Общество Внутренней Миссии в Дании - евангельское лютеранское религиозное движение, ведущее свое существование с 1861 г.

На фото: Анна Анкер. Автопортрет. 1877-1878 гг.

Поиск

Яндекс цитирования

"Замужем за Данией"

Учебник по русскому

Русский для датчан

Экскурсии по Дании

Подкасты на Dansk.Ru