Лабиринты в Скандинавских церквях

Скандинавские церквиСкандинавские страны богаты маленькими приходскими церквями со средневековой настенной живописью, все еще неповрежденной. Это прекрасное исследовательское поле для иконографов, и один особенный мотив, который встречается на части этих церковных стен и сводов - лабиринт. Некоторые из лабиринтов предстают в форме граффити, нацарапанных на стенах, вероятно без разрешения; другие же, изображенные как фрески на стенах или потолках сводов художниками, вероятно, были оплачены приходом или богатыми прихожанами. До настоящего времени было зарегистрировано примерно 32 лабиринта в 25 местах (10 из них находятся на территории Дании – М.В.), включая один, написанный на церковном колоколе и другой (разрушенный ныне) – на кресте кладбищенского мемориала.

Лабиринты в церквях Скандинавских стран никогда не находятся на полу, и их изображения также отличаются от тех лабиринтов, которые обычно находят во Франции, Италии и Великобритании. С одним лишь исключением: все они – старые классические или углового типа изображения, которые являются весьма редкими в церквях в Центральной Европе. Вероятно, они выросли непосредственно из местной народной традиции, и нет причины надеяться на близкие отношения между ними и церковными лабиринтами, найденными в Европе. Лабиринты, построенные из камней и валунов, были, конечно, широко распространены в Скандинавии в это время, и трудно сказать, до какой степени церковные лабиринты сформировались в каменные лабиринты, или наоборот.

Казалось бы, что все лабиринты в Cкандинавских церквях относятся примерно к одному и тому же периоду – большинство из них могут быть датированы приблизительно 15 в., и лишь некоторые из них могут быть более ранними или поздними. Но это не означает, что они все принадлежат одной однородной группе. Напротив, имеются четыре различных географических группы, с множеством различных особенностей.

ЛабиринтЮжная группа включает двенадцать лабиринтов в Дании и два в южной Швеции. Все эти лабиринты – фресковая живопись, и они все найдены на таких открытых поверхностях в церквях, что очевидно, что лабиринты принадлежали чиновнику и приняли украшение здания. Лабиринты в Тонин (Tåning), Брюруп (Bryrup), Скорин (Skørring) и Ниме (Nim) в Ютландии (Дания), расположены в непосредственной близости друг к другу, и все они того же самого типа на 16-ти стенах. Логично предположить, что возможно некоторые из этих лабиринтов были окрашены одним и тем же художником или, по крайней мере, что один пример вдохновил другой. Подобные близкие отношения могли бы объяснить короткое расстояние в 7 км, разделяющее лабиринты в Бостад (Båstad) и Остра Каруп (Östra Karup) в Южной Швеции.

Другая группа из пяти лабиринтов найдена на острове Готланд, включая три из них, выполненных  в форме граффити. Только один из церковных лабиринтов в Готланде - живопись. Очень интересная особенность этой группы состоит в том, что живопись лабиринта и две из граффити расположены на темных первых этажах церковных башен. Казалось бы, что художники выбрали места, где лабиринты не могли быть легко замечены, и возможно предположить, что эти лабиринты не были приняты как часть оригинального украшения церквей. Возможно, за ними стояла магическая или суеверная цель. Церкви Хаблингбо (Hablingbo), Луе (Lye) и Гэнтем (Ganthem) расположены совсем близко друг ко другу, а также близко к Левиде (Levide), где был изначально сделан примечательный каменный крест с лабиринтом, - таким образом, возможно, что некоторые из этих образцов принадлежат одному и тому же художнику.

Южная группа церковных лабиринтов в Дании является более трудной для анализа. В то время, как они часто появляются рядом с христианскими святыми, библейскими персонажами и сценами, фрески в целом могли быть средством для проповедников, чтобы иллюстрировать их проповеди, иллюстрированной книгой для простых людей, - о точной роли лабиринта неясно. Однако, кажется возможным предположить, что эта группа также имеет устойчивые корни в местной народной традиции. Классический рисунок или рисунок углового типа, который доминирует среди скандинавских лабиринтов в целом, и который является единственным типом, известным в южной церковной группе лабиринтов, ясно показывает, что образ был заимствован живописцами из местной народной традиции.

Если идея раскраски лабиринтов в церквях была привнесена с континента, то вероятно, что датские лабиринты находились бы под влиянием средневекового композиции или лабиринта Chartres-типа, найденного только в Гринстад (Grinstad) в Швеции. Но нет никаких следов таких континентальных композиций в Дании. Тот факт, что все церковные лабиринты в Дании являются также настенными фресками, намекает, что идея не была привнесена с континента, где настенные изображения лабиринтов не были всеобщи. В действительности, церковные лабиринты на территории древней Дании дают устойчивое основание заключению, что мотив лабиринта был широко известен и широко распространен в Южной Скандинавии в конце Средневековья.

Множество топонимов лабиринта Тройеборг (Trojeborg, находится близ Висбю, Швеция. – М.В.) предлагает прежние местоположения торфяных лабиринтов в Южной Скандинавии. Изображения лабиринтов в датских церквях намекают на то, что эти торфяные лабиринты, классического или углового типа, возможно, существовали уже в то время. Конечно, возможно и то, что когда этот мотив использовался на стенах средневековых церквей к лабиринту был добавлен новый символический аспект, но трудно объяснить значение подобной трансформации.

Более очевидны связи со старыми местными верованиями языческого происхождения. Некоторые из Скандинавских церковных лабиринтов, кажется, имеют отводящую беду или, иначе говоря – магическую функцию. Дева Мария изображена бок о бок с лабиринтом церкви Хесселагер (Hesselager) в Дании, который также находится на церковном колоколе в г. Хорред (Horred), Швеция, но это недостаточно, чтобы построить любую теорию о связи между Скандинавскими церковными лабиринтами и поклонением Деве Марии.

Только в одном месте, в церкви Гринстад (Grinstad) в Швеции, можно проследить очевидное, бесспорное распространение континентального влияния на Скандинавские церковные лабиринты. Очевидно, что лабиринт основывался на средневековом типе или Chartres-типе, но Гринстад не принадлежит ни одной из вышеупомянутых групп, это исключительный пример без каких-либо параллелей, исключение, которое подтверждает правило.
 
Перевод с английского: Марина В. Воробьева
 
 Лабиринты в Скандинавских церквях

Источник (текст, фото): John Kraft & Jeff Saward. Reprinted from Caerdroia 24 (1991), pp.29-37.

Яндекс цитирования

Русские книги в Дании

Русский для датчан

Экскурсии по Дании

Подкаст