Археологические раскопки, проводившиеся в Йорке (Англия), показывают, что в городах того времени люди жили в условиях, которые по современным стандартам не могут считаться гигиеничными. Впрочем, это, несомненно, было характерным для того периода и даже позднее. Если же посмотреть на это с точки зрения европейца того времени, то представление о викингах, как о грязных, неухоженных варварах, будет далеким от справедливости. Отнюдь не таким выглядит датско-английский король Кнуд Великий на английском рисунке 1030-х годов. Он изображен здесь во весь рост - стройный, причесанный, элегантно одетый, в узких штанах, башмаках и обтягивающих ноги чулках. На нем поверх рубахи надета туника до колен, с широкой окантовкой, а на плечо наброшен плащ с нарядным бантом.
Будучи датчанином по происхождению, король Кнуд, тем не менее, большую часть жизни провел в Англии. Впрочем, основные характерные особенности мужской одежды высшей знати были, вероятно, одинаково присущи как европейцам, так и скандинавам. Мужчины обычно носили башмаки или сапожки, штаны и чулки, тунику до колен или чуть короче, рубаху с вырезом у шеи и плащ. Так что, в те годы, когда Кнуд жил в Дании, его одежда едва ли выглядела иначе, чем это изображено на упоминавшемся выше рисунке.
ImageОбразцы одежды в целом виде не сохранились, но обувь была обнаружена в большом количестве, особенно при раскопках на месте бывших городов. Это прежде всего башмаки и сапожки до щиколотки или выше. Верх обуви, как правило, был изготовлен из козьей шкуры, а подошва пришивалась отдельно. Обувь выполнена профессионально - ремесло башмачников было весьма распространенным в городах. Покрой остается схожим в самых разных регионах. Обычно имеется ременная шнуровка, окантовка у горловины, а верх украшен декоративным швом, иногда цветным. Такова была обычная повседневная обувь. Что же касается нарядной обуви, которую знать носила с парадным платьем, подобной той, которую мы видим на рисунке, изображающем короля Кнуда, то о ней нам почти ничего неизвестно. В отношении одежды все наоборот. Мы знаем об одежде знати гораздо больше, чем о повседневном платье для бедняков. Оно скорее всего было очень простым. А вот о детских нарядах мы практически ничего не знаем.
Основные сведения об одежде дают нам фрагменты, найденные в захоронениях. Речь идет о погребениях знати близ Бирки и о столь же богатой мужской могиле в Маммене (Средняя Ютландия). Важным дополнением к этим сведениям явилось обнаружение большого количества фрагментов одежды при раскопках на месте гавани Хедебю в 1987-88 годах. Это была одежда, испачканная во время смолокурных работ, а затем выброшенная в воду. Потому она и сохранилась.
Сюда можно также причислить рубаху из Виборга и фибулы (застежки) для одежды, о функциональном применении которых можно догадаться по их расположению на останках… Наконец, как уже отмечалось выше, некоторые представления о платье в эпоху викингов можно получить из рисунков того времени. Одежда, как правило, сшита из шерсти или льна, причем ткани отличаются по фактуре и плотности. Часть нарядов наверняка была откуда-то привезена. Так, например, были найдены платья из шелка, который всегда был предметом импорта.
Люди в ту эпоху часто использовали меха для подбивки плащей и оторочки одежды. Письменные источники сообщают нам, что иноземцы с завистью относились к изобилию в Скандинавии этого редкого товара, пользовавшегося большим спросом. Многие ткани представляли собою имитацию меха. Вязаных изделий в тот период не существовало, но в ходу были теплые одежды из пряжи, части которой "сшивались" в полотно по мере прядения. Имелись также элегантные рельефные ткани типа открытого плетения.
Помимо отделки мехом или его имитации одежда часто украшалась аппликациями, вышивкой, шитьем из металлических нитей или лентами. Вплетали для украшения также золотые или серебряные нити. Часто встречаются окрашенные ткани. Большое количество ореховой скорлупы, найденной в гавани Хедебю (а орехи, несомненно, были предметом импорта), говорит отнюдь не о любви жителей к орехам, а о потребности в коричневой краске для тканей, которую получали из ореховой скорлупы. Известны нам и другие способы окраски тканей в самые различные цвета, применявшиеся в эпоху викингов.
Разумеется, покрой и украшения мужской одежды имели разные варианты. Штаны могли быть облегающими и доходить до щиколоток, но на рисунках мы можем наблюдать и трубчатой формы штанины, которые покрывают бедра и расширяются книзу, и громадных размеров брюки типа гольф, которые подвязываются у колен. Образец таких штанов был найден в гавани Хедебю, а изготовлены они были из тончайшего крепа. Штаны такого покроя, естественно, предусматривали ношение чулок. Если в ходу были чулки, то они были длинные, и придерживались с помощью ленты, прикрепленной к поясу на талии, а возможно, длинная лента обматывалась вокруг ноги. Завязки эти также были найдены в гавани Хедебю.
Мужские туники или рубахи (возможно, туника надевалась поверх рубахи), могли, судя по изображениям, быть и облегающими, и широкими. Их могли носить с поясом или без него. Найдены были фрагменты тканей из тонкой шерсти и льна, части красивой окантовки, пояса с нарядными пряжками. Плащи делались из ткани поплотнее. Они были квадратного покроя и присборены у правого плеча, с тем чтобы рука, держащая меч, была свободна. На плече плащ скреплялся большой застежкой-фибулой или бантом. Складки плаща ниспадали спереди и сзади. В захоронении Маммен были обнаружены остатки украшенной вышивкой шерстяной ткани. По всей вероятности, это были фрагменты плаща, но при расчистке ткань распалась на куски. В той же могиле были найдены обшлага из шелка, видимо, служившие окантовкой облегающих рукавов туники. Нечто подобное мы видим на рисунке, изображающем короля Кнуда. Костюм мог дополняться шерстяной остроконечной или круглой шапочкой или налобной лентой.
В погребениях богатых и знатных людей, которые были найдены близ Бирки, сохранились фрагменты кафтанов из тонкой шерсти или льна, наглухо застегивавшихся на пуговицы или с косым вырезом и богато украшенным поясом. Они были окантованы шелком, плетением из золотых и серебряных нитей и расшиты золотом. Все это напоминает одежду, которую носили на Востоке. Судя по всему, это был костюм, поскольку украшения на различных его частях гармонируют друг с другом. Несомненно, здесь мы имеем дело с обычными традициями костюма, а не со случайно вывезенными обновками из Восточной Европы или Азии. Регионы Скандинавии, обращенные к востоку, испытывали на себе идущее оттуда влияние.
Распространено мнение, будто все скандинавские женщины носили стандартную одежду со стандартными украшениями, то есть это был своего рода национальный наряд. Речь идет об одежде высшей знати и представителей зажиточных средних классов. Не исключено, что такая одежда предназначалась для празднеств. Между тем одежда женщин была далеко не столь однообразной и однотипной. Разумеется, наиболее характерным и важным элементом одежды скандинавских женщин был сарафан на бретельках. О его покрое нам мало что известно, поскольку в захоронениях Бирки и на месте гавани Хедебю сохранились лишь фрагменты этого вида одежды. Судя по всему, это мог быть облегающий сарафан из шерсти или льна, украшенный окантовкой и лентами. Окантовка шла по верху и по низу. Сверху она спускалась до подмышек, а снизу доходила примерно до середины бедра. Поддерживали сарафан бретельки, которые спереди были короче, а сзади длиннее. Спереди бретельки скреплялись у каждого плеча большими овальными фибулами. Между фибулами могло свисать ожерелье из разноцветных бусин, а на цепочке, свисавшей с одной из фибул, иногда могли находиться разные вещицы, которые полезно было всегда иметь под рукой: ножичек, игольник, ножницы, ключ.
Овальные фибулы были найдены в захоронениях зажиточных женщин повсюду, за исключением Готланда, где в ходу были стилизованные фибулы в форме головы зверя. Такие фибулы были найдены и на местах других викингских поселений, но в конце 900-х годов они, по всей вероятности, вышли из моды. Эти фибулы были своего рода признаком социального статуса погребенных женщин, И возможно, именно поэтому их имена сохранились в "Ригстуле". Так, относительно женщины, которая стала матерью бонда Карла, при описании ее одежды сказано, что у нее были "карлики у плеч". Здесь наверняка речь идет именно о таких фибулах. В данном случае обозначена функция фибулы как скрепляющей застежки, поскольку в других случаях в те времена слово "карлик" применялось для обозначения предметов, скрепляющих нечто крупное, например, детали строительных сооружений. Что касается одежды женщины, то здесь, в частности, "карликами" скрепляется сарафан на уровне плеч.
Под сарафаном женщины обычно носили длинную рубаху, которая могла быть гладкой или плиссированной. Так, в Бирке 900-х годов чаще всего находили плиссированные рубахи. В различных регионах была мода скреплять ворот рубахи небольшой круглой фибулой. В погребениях Бирки были найдены останки знатных женщин, одетых в закрытую тунику, украшенную окантовкой или лентой снизу. Поверх сарафана, вероятно, надевался кафтан из тонкой кожи или еще какая-нибудь одежда. Найденные в захоронении остатки ткани с красивыми лентами, очевидно, имеют отношение к тунике. Мода надевать поверх туники кафтан, присущая как мужчинам, так и женщинам, очевидно, восходит к Востоку.
Вместе с тем, многие скандинавские женщины обычно набрасывали поверх сарафана плащ или накидку, застегивая их спереди красивыми фибулами из золота, серебра или бронзы. Чаще всего такие фибулы имели продолговатую или округлую форму, либо форму трилистника. Круглые фибулы были в моде особенно в 900-х годах. На Готланде на протяжении всей эпохи викингов фибулы имели форму круглых коробочек, а в Норвегии 800-х годов некоторые застежки для накидок и плащей были изготовлены из наконечников поясов и других изделий, привезенных с Британских островов, в то время как овальные фибулы для сарафанов неизменно изготовлялись из бронзы. Орнамент овальных фибул, как правило, стереотипен, поскольку большинство из них является предметом серийного производства по какому-нибудь единому образцу. Следует также отметить, что женщины в холодном северном климате скорее всего носили чулки. Что касается нижнего белья, как мужского, так и женского, то о нем до нас никаких сведений не дошло.
В целом, в отношении одежды обоих полов можно сказать, что высшая знать Бирки в 900-е годы заимствовала моду из Восточной Европы и стран Востока, а в Хедебю и, вероятно, в Дании, те же социальные слои придерживались моды, дошедшей сюда из стран Западной Европы. В отношении моды, принятой там, нам не так уж много известно, однако в источниках, описывавших эпоху викингов, упоминается о том, что датские короли, хевдинги и их жены нередко получали одежду в дар от западных владетелей. Различия, характерные для Запада и для Востока проявляются в деталях. Так, золотые нити, которыми украшались парадные одежды в Бирке и в Дании, можно различить по способу их изготовления, в зависимости от преобладания связей либо с Западом, либо с Востоком. Таким образом, различия в одежде в эпоху викингов обуславливались половой принадлежностью, социальным статусом и изменениями в моде. Именно это было продемонстрировано в "Ригстуле". Одежде уделялось большое внимание, на нее тратились немалые средства, если, разумеется, таковые были. Так что, платье в ту эпоху могло быть весьма нарядным.
 
Источник: Эльсе Роэсдаль . Мир викингов: Викинги дома и за рубежом. - СПб., "Всемирное слово", 2001. С. 32-37.
Фото: Марина Квист

Просмотров: 74
Tagged Under

Новое на сайте

Новые материалы сайта:
В разделе "Музеи Дании":
Линдхольм Хойе, Крепость Фюркат, Государственный Музей Искусств, Национальный Музей, Орхусский Музей Искусств ARoS, Музей Кораблей Викингов, Сведения об истории Оденсе и Музеи Оденсе, Музей Мосгор: Деревянная церковь и дома викингов

В разделе "Общество/ История Дании": Рунические камни - зеркало социальных отношений, Одежда викингов, Украшения викингов, Становление датского государства, Эпоха викингов, Походы викингов, Искусство и художественный стиль в эпоху викингов, Дания в Средние Века, Дания периода 1397-1536 гг., Дания в 1536 – 1660 гг., Дания 1660-1814 гг., Дания в 1814-1848 гг., Дания в 1848-1892 гг., Дания в 1892-1901 гг., Дания в войне с Германией, Дания в период мировых войн: 1918-1945, Парламентаризм, Послевоенная Дания, История Оденсе, Ранние города и укрепления на территории Дании, Данефе, раскопки и коллекции, Лицо доисторической Дании, Королева Маргрете II, Короли Дании, Национальный флаг Дании.