Эдгар Джон Рубин
Эдгар Джон Рубин (Edgar Rubin, 6 сентября 1886 г., Копенгаген – 3 мая 1951 г., Холте) — датский психолог. Его отец — статистик и историк-экономист Маркус Рубин (1854—1923) — был директором государственной казны Дании с 1902 года и Национального банка страны с 1913 года. Троюродный брат лауреата Нобелевской премии по физике Нильса Бора (его мать и мать Бора Эллен Адлер были двоюродными сёстрами). С Нильсом Бором Эдгар Рубин учился в одном классе и они вместе увлекались философией.
После учебы в колледже Соломанна Эдгар Рубин изучал философию в университетах Копенгагена (1904–1911, 1915), где после успешного прохождения конкурса стал проводить исследования симультантного светового контраста под руководством А. Леманна и Геттингена (1911–1914), и где работал в лаборатории Г. Мюллера, а затем, вместе с Д. Катцем, — под руководством Э. Гуссерля (магистр психологии, 1910; доктор философии, 1915).
В 1916—1918 гг. Э. Рубин был доцентом Копенгагенского университета, в 1918—1922 гг. — преподавателем, а с 1922 года — профессором экспериментальной психологии Университета. Э. Рубин также являлся президентом Интернационального конгресса по психологии.
Своей знаменитой работой “Визуально воспринимаемые фигуры” („Synsoplevede Figuer“, Kobenhavn, 1915) о соотношении фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории гештальтпсихологии. Здесь он дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем–то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон — как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал классическое изображение обращающихся фигур. Проиллюстрировать это можно «Вазой Рубина» – классическим изображением обращающихся фигур, которые воспринимаются то вазой, то двумя лицами.
Этот принцип применим в теории гештальта как способ организации частей в самостоятельное целое. Сознание человека не может воспринимать все детали окружающего мира с одинаковой концентрацией внимания. Значимые в текущий момент события занимают в сознании центральное место, образуя фигуру (гештальт), а всё прочее отступает на задний план, являясь фоном. Чтобы гештальт оказался полным, должны быть осознаны и реализованы все входящие в него части – тогда окружающее приобретает целостность. Если же у человека нет возможности удовлетворить эту являющуюся фигурой потребность, то гештальт остается незавершенным и не дает возможность воспринимать окружающее в гармоничном единстве.